?

Log in

No account? Create an account

листать обратно | листать дальше

другая жизнь


Lillian Bassman - Across the restaurant, 1949 (printed 1994)

    Я уверен - у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится».  И вот, Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.


Уже тогда, в 50-х годах, её снимки довольно сильно отличались от общепринятой  журнальной фотографии.  Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль - Бассман же всячески старалась уходить от конкретики - чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Её фотографии не рассказывали об одежде документально – они, скорее, создавали атмосферу – неопределённую и загадочную, и потому привлекательную.



Lillian Bassman - By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954




Lillian Bassman - Margie Cato, Junior Bazaar, 1950




Lillian Bassman - Lingerie, 1951




Lillian Bassman - The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955



Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1958


Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже.  В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов – фэшн-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и её это не устраивало.
 «Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей причёску, работать над её образом и разговаривать с ней о её детях – и это нас настраивало на съёмку. А в 60-х годах  мне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съёмках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты.  Да и модели стали моложе – а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогих  и немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить.  Всё это было не по мне». 

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы её старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае – именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман,  которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново – очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати. 

Большинство известных сейчас фотографий Бассман – результат именно этой авторской печати, «римэйк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально – и в этой авторской редакции её работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом.   Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.  

  Ещё одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи.  И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов - в её отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная... что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.
По сути своей, это уже не съёмки моды – это скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, - всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям, пространство для собственной фантазии. 




Lillian Bassman - Mary Jane Russell, 1950



Lillian Bassman - Sunny Harnett, 1956




Lillian Bassman - Betty Threat, 1957




Lillian Bassman - The Spotted Furs, 1954



Lillian Bassman - Dior Hat, 1949



Lillian Bassman - More Fashion Mileage Per Dress, 1956




Lillian Bassman - Carmen having tea, c.1950



Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1950



Lillian Bassman - The cape is Back, 1949




Lillian Bassman - Georgia Hamilton,  1956

         Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду - джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков ).  Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у неё прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством...  Но главное - у неё снова появились заказы от престижных глянцевых журналов. 
Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И в общем-то, осталась верна своему стилю:
«В чёрно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, - я не знаю, как это описать.  Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в чёрно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне чёрно-белые фотографии.  Для меня это очень волнующе».


Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997



Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997



Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998




Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998



Lillian Bassman - for German Vogue, 2004

        Но это ещё не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо - ищите рядом мужчину.  Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот, что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире - а вот о её муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе.  А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами: 


Paul Himmel - Ballet Serenade, 1951/52



Paul Himmel - Ballet Swan Lake, 1951/52




Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52



Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52



Paul Himmel - Nude on White Background 7, 1954


Правда ведь, есть очевидная связь?


Lillian Bassman and Paul Himmel, around 1938



Karin Kohlberg - Lillian Bassman and Paul Himmel, 2003

Вот так.  Лучшую фотографию поста я приберёг напоследок ). Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп. 

Тэги :

Comments

( 80 comments — ответить )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
(Удалённый комментарий)
valeryromanov
24 сент, 2011 07:23 (UTC)
шикарные фото! Спасибо!!!
itatvas
23 сент, 2011 18:57 (UTC)
Обалдеть!
Ото всего - от фото, от судьбы, от пары в целом!
kunst_camera
23 сент, 2011 19:05 (UTC)
Я знал, что тебе понравится. Видишь, какие дикие тётьки бывают - бери пример )
nedkar
23 сент, 2011 19:02 (UTC)
Вот смотрю на ч.б. и понимаю, сколько же наш мозг способен додумывать.
:) боюсь с эпохой 3д совсем воображение отключиться.
kate_catherine
24 сент, 2011 11:36 (UTC)
Быть может, быть может...

Не зря ж Штайнер придумал вальдорфскую педагогику, предвидел, наверное, наступение 3д и бэбиборнов
qwidget
23 сент, 2011 19:21 (UTC)
Спасибо.
nikoljja
23 сент, 2011 19:34 (UTC)
Спасибо!
Это очень красиво!
kialu
23 сент, 2011 19:37 (UTC)
романтичная история получилась.
а Бассман в возрасте, очень похожа на мою тетю, которой сейчас 87
mnym
23 сент, 2011 19:43 (UTC)
Спасибо!
petrochenko
23 сент, 2011 19:44 (UTC)
Klass, spasibo!
nkram
23 сент, 2011 19:51 (UTC)
Спасибо, прочитал и посмотрел с большим интересом.
bukchina
23 сент, 2011 19:54 (UTC)
у Lillian Bassman женсчины прям вандонгеновские)))
kunst_camera
23 сент, 2011 21:43 (UTC)
Да! Точно. Может, дело в шляпах? То есть, в шляпках.
(без темы) - bukchina - 24 сент, 2011 07:35 (UTC) - Развернуть
bondart
23 сент, 2011 19:55 (UTC)
спасибо, кстати очень согласен с высказыванием про женщин-фотографов)
rittori
23 сент, 2011 20:06 (UTC)
+1
мне когда говорят, что у меня композиция не по правилам построена, мне прям хочется в них кинуть их дурацкие книги по фотографии...
(без темы) - kunst_camera - 23 сент, 2011 21:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rittori - 23 сент, 2011 23:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kunst_camera - 23 сент, 2011 23:46 (UTC) - Развернуть
strigj
23 сент, 2011 20:07 (UTC)
спасибо, очень интересно, соскучился я по новым постам здесь)
kunst_camera
23 сент, 2011 21:53 (UTC)
Спасибо, что следите ) . Сейчас почти не остаётся времени на журнал - такие основательные посты на самом деле уйму времени съедают. Но журнал будет продолжаться, это точно.
(без темы) - rittori - 23 сент, 2011 23:37 (UTC) - Развернуть
womeos
23 сент, 2011 20:09 (UTC)
да, спасибо. Просвещаете. Какие у нее работы.. шедевр за шедевром.
la_cardo
23 сент, 2011 20:13 (UTC)
спасибо, очень интересно)
mawerick
23 сент, 2011 20:37 (UTC)
класс
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 80 comments — ответить )