kunst_camera (kunst_camera) wrote,
kunst_camera
kunst_camera

Categories:

Фотография учится ходить


    На первый взгляд это, возможно, напоминает робота-трансформера или боевого киборга из какой-нибудь фантастической саги. На самом деле на гравюре - фотограф, который отправляется поснимать что-нибудь на свежем воздухе.  Камера, штатив, палатка, колья для палатки, ящик со стеклянными пластинами, ёмкости с химией и дистиллированной водой - всё это весило в лучшем случае килограмм под тридцать. Такая вот прогулка.

Вы спросите - зачем фотографу палатка? Дело в том, что во второй половине 19-го века самой распространённой технологией был мокроколлодионный процесс. При всех своих преимуществах у него было одно главное неудобство: стеклянную пластину нужно было покрывать светочувствительным раствором коллодия непосредственно перед съёмкой, а проявлять пластину - сразу же после съёмки, и всё это - конечно же, в темноте. Поэтому палатка играла роль фотолаборатории, "тёмной комнаты".

И вот как это примерно выглядело на практике:



Передвижная лаборатория разложена и готова к работе, фотограф настраивает камеру, а мальчик-ассистент держит наготове футляр с пластиной.  Впрочем, ассистенты подчас нужны были даже не для помощи в работе, а для переноски всего этого хозяйства. Такой заплечный походный набор, который мы видим на первой гравюре, был только необходимым минимумом, и годился только для небольших маршрутов. А в длительных путешествиях нужны были разные объективы, большой запас пластин, нужен был запас дистиллированной воды - и полный набор для "походной" фотографии весил около ста килограммов.
Занятный факт - но первые фотографы-путешественники сильно зависели от воды, им нужна была не только питьевая, им нужно было довольно много воды фотографической.  И в своих маршрутах они держались поближе к воде, и не случайно очень многие "трэвел-фотографии" 19-го века были сняты неподалёку от рек и озёр. 



Походный ящик для пластин.

Конечно, перемещались не только на своих двоих и не только с тентами. Очевидная идея - сделать фотолабораторию в передвижном фургоне быстро была реализована, и такие фургоны по-настоящему открыли возможность фотографического изучения мира. Если раньше фотограф был так или иначе привязан к своей студии, то теперь фотокамере стали доступны все места, где могло пройти колесо фургона. И любое удалённое место или событие теперь могло быть сфотографировано - конечно, если туда была проложена дорога.
Фотография на колёсах добралась и до театров военных действий - вот, например, фотофургон Роджера Фентона, который снимал Крымскую войну со стороны англичан. В своих воспоминаниях Фентон писал, что каждый раз перед работой ему приходилось выгонять из фургона всех мелких мошек, залетевших внутрь, а летом жара в фургоне была настолько невыносимой, что он мог снимать только по утрам, иначе проявлять пластину в жарком и душном фургоне было очень сложно.


Roger Fenton, 1855

Лаборатории на колёсах входили в состав научных экспедиций, добирались до малоизученных и экзотических мест.  Воистину, это было время героев: когда англичанин Фрэнсис Фрит путешествовал с камерой по Средней Азии, от жары коллодий у него почти закипал и быстро испарялся, и от съёмки до проявки у него было всего несколько минут.  Французские фотографы братья Биссоны взошли с громоздкими фотокамерами на Монблан, снимали виды Альп и столкнулись с противоположной проблемой: им приходилось растапливать снег.  Надо сказать, что мокроколлодионный процесс даже в обычной обустроенной лаборатории требует большой деликатности и точности - а эти люди умудрялись получать отличные результаты у чёрта на рогах, в самых неудобных полевых условиях.


Timothy O'Sullivan's ambulance wagon and portable darkroom used during the King Survey rolls across the sand dunes of Carson Desert, Nev. By O'Sullivan, 1867.

Вот, кстати, у американца Тимоти О'Салливана был случай, когда во время экспедиции лодка с грузом отснятых пластин перевернулась в пороге, и результаты многомесячного труда утонули.

Но надо сказать, что фото-вагонами пользовались не только первопроходцы и путешественники. Лаборатории на колёсах породили новый бизнес и новую касту странствующих фотографов, которые на своих фургончиках разъезжали по провинциальным городам, в которых ещё не было своих фотоателье.


Frank Micklethwaite's portable photography studio on wheels, Ireland (circa 1870)

Такие странствующие фотографы - отдельная тема, впрочем, о "речных" фотографах-ремесленниках, которые устраивали целые плавучие фотостудии, я уже писал вот здесь: kunst-camera.livejournal.com/3817.html
Tags: 1850-е, 1860-е, 1870-е
Subscribe

  • редкий кадр

    Этот кадр из архивов Захарии Кушнира меня поначалу сильно озадачил, сюжет «дети и покойник» - редкость. Редкость даже среди…

  • Последние старики, список Веры.

    Я тут давеча сетовал, что сердце моё очерствело, и даже сильные документальные фотопроекты уже не трогают. Их слишком много, основные темы…

  • Захария Кушнир. Немилое ретро.

    В истории фотографии есть условные «чемоданы на чердаках» - то есть фотоархивы, найденные уже после смерти автора. Некий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • редкий кадр

    Этот кадр из архивов Захарии Кушнира меня поначалу сильно озадачил, сюжет «дети и покойник» - редкость. Редкость даже среди…

  • Последние старики, список Веры.

    Я тут давеча сетовал, что сердце моё очерствело, и даже сильные документальные фотопроекты уже не трогают. Их слишком много, основные темы…

  • Захария Кушнир. Немилое ретро.

    В истории фотографии есть условные «чемоданы на чердаках» - то есть фотоархивы, найденные уже после смерти автора. Некий…