kunst_camera (kunst_camera) wrote,
kunst_camera
kunst_camera

Categories:

редкий кадр



      Этот кадр из архивов Захарии Кушнира меня поначалу сильно озадачил, сюжет «дети и покойник» - редкость.
Редкость даже среди множества «прощальных» снимков, которые были повсеместной практикой: почти на весь
XX-й век фотография стала частью похоронного ритуала. Обычай проник на все континенты и иконография была примерно одинакова; хоть у нас, хоть в Латинской Америке: на переднем плане стоял открытый гроб, за ним – ближайшие и дальние родственники, односельчане или соседи по двору. Это была именно «прощальная» фотография, призванная подтвердить исполнение ритуала – то есть те последние почести и ту скорбь, с которой живые провожают покойника.

Здесь же – лишь одна взрослая женщина у гроба и множество детей. И лишь одна эта женщина здесь стоит так, как принято стоять на «прощальной» фотографии. Дети пока ещё так не умеют. Кстати, увеличьте, посмотрите на лица детей.


Мне уже виделись здесь какие-то печальные истории, которые могли бы объяснить, почему у гроба только дети. Ну, например: молодая  учительница, направлена в село по распределению или переселению, быстро скончалась, родственников нет, и лишь сельских детей привели на похороны… А одиноко скорбящая женщина, может статься, вовсе не мать и не родственница, а просто селянка, выступающая в роли проводника, провожающего (ведь кто-то из взрослых всё-таки должен стоять у гроба).

И вот ведь как легко ошибиться, если рассматривать один кадр, не зная о соседних. В архивах Кушнира я вдруг нашёл и другой кадр с тех же похорон – там у того же гроба стоят уже взрослые люди, и лишь та самая женщина присутствует на обоих снимках. Получается, сделано было два «прощальных» снимка; один – с детьми, другой с родственниками.




На снимке с родственниками многое иначе: люди стоят совсем рядом с гробом, и многие держатся за стенки гроба – это явно символический жест, он встречается и на других снимках Кушнира (возможно, именно близким родственникам следовало держаться за гроб).  Видны и другие ритуальные предметы: подвязанные к носилкам куличи, а на переднем плане – подушка, ведро, ветка, и всё это играет свою роль в обряде, например, ветка с нанизанными яблоками или пирожками – это «древо жизни». А бумажная окантовка гроба сделана из газеты «Молдова сочиалистэ», буквы видны при увеличении.



Tags: 1950-е, 1960-е, бытовые советские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments