kunst_camera (kunst_camera) wrote,
kunst_camera
kunst_camera

Categories:

Куделка. 4 - Взгляд на планету.


Josef Koudelka - GERMANY. 1999. Salzhemmendorf.

В 1986-м Куделка открывает свой новый фотоязык и новое вдохновение – панорамную камеру. «Внезапно я понял, что с этой камерой могу делать новое, чего не делал никогда».   В новом формате признанный стрит-фотограф внезапно начал снимать пейзажи – чёрно-белые и совершенно безлюдные.  Куделка снова колесил по Европе, но теперь его интересовали отношения нашей цивилизации с нашей планетой.  Первой серией в новом формате стал "Чёрный треугольник", снятый на местах заброшенных угольных месторождений в Чехословакии, потом география съёмок расширилась. Покинутые шахты и карьеры, брошенная техника, индустриальный мусор среди ландшафта, шрамы и язвы, оставленные на теле земли человеком.  И эта экологическая тема у Куделки воплощается с каким-то планетарным, эпическим размахом и зрелищностью – этому способствует и длинный панорамный кадр, и разброс в географии съёмок, и сама поэтика этих безлюдных постиндустриальных пространств, мастерски проявленная фотографом.  Эти кадры страшны и красивы, величественны и загадочны. Люди ушли, время остановилось, планета затягивает свои раны.


FRANCE. Ile de France region. Seine-Saint -Denis department. Dugny. 1999


CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1991.


CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1991. New rubbish disposal site.


CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1991. Brown coal mine.



CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1992. A former mining area.



CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1992. Coal mining


FRANCE. Lorraine region. Meuse deaprtment. Sorcy-Saint-Martin. 1998

FRANCE. Lorraine region. Meuse deaprtment. Sorcy-Saint-Martin. 1999





ROMANIA. The Danube delta region. 1994





FRANCE. Region of Nord-Pas-de-Calais. City of Calais. The new harbour. Dyke. 1989




CZECHOSLOVAKIA. Region of the Black Triangle (Ore Mountains). 1992. Strimicka vysypka.



Кажется, будто снимки сделаны другим фотографом – где же тот мастер репортажа, где люди и характеры, которые всегда были в кадрах Куделки?  Сам он комментирует это так:  «Не случайно многие фотографы с возрастом приходят к пейзажу. Чтобы снимать людей, нужно постоянно двигаться, быть на бегу.  Когда вы снимаете людей, вы постоянно за чем-то гонитесь и тратите на это всё своё время.  При съёмке пейзажа вы всё время ждёте, а это занятие намного спокойнее».



GERMANY. Flandersbach. 1999.


FRANCE. Region of Nord-Pas-de-Calais. The Nord 'department'. City of Dunkerque. Sollac. 1987.



POLAND. Opolwap. 1999


FRANCE. Lorraine region. Meuse deaprtment. Sorcy-Saint-Martin. 2000.

Некоторые кадры сделаны довольно просто и даже классично, чуть ли не в традициях Адамса; в других – сложная, на первый взгляд, нелогичная геометрия. Насколько я понимаю, со временем «экологическая» тема  стала для Куделки узка, и он стал снимать планету с надмирным и вневременным размахом: вот остатки античных колонн в Греции, вот остатки разработок в Польше; и то и другое останется надолго, и то и другое сделал человек.  Даже не всегда есть пояснения – что они там добывают.


GERMANY. Saxony. Near Leipzig. 1997. Open-cast mine.



CZECHOSLOVAKIA. Bohemia. 1992. Near Chemapol chemical plant where Kopisty village used to stand.



BELGIUM. Hermalle. 1998.



GREECE. Delos. 2003.



GREECE. Mount Olympus. 1994



GREECE. Attica. Cape Sounion. Temple of Poseidon. 2003.



FRANCE. Meuse. Dugny. 1998. Quarry. Faces and access trails of the "Cores" sector



ITALY. Lazio. Ostia Antica. 2000.



POLAND. Lower Silesia. Bogatynia. 1997. Turow open-cast mine with overburden dumps.





USA. Apex. 2000




FRANCE. Meuse. Sorcy. 1998. Network of conveyor belts enabling the deposit of limestone fines which can not be used in the kilns.





FRANCE. Meuse. Dugny. 1999. Sulfogypsum stockpile.





USA. Neslon. 2000.





GERMANY. Rhineland-Westphalia. Flandersbach. 1999. Plant Flandersbach.




USA. Alabama. Alabaster. 2000.




FRANCE. Meuse. Dugny. 1999. Storage of sulfogypsum.


Что сказать в качестве резюме - пожалуй, что и правда есть такая тенденция, с возрастом репортёры и "ловцы моментов" тяготеют к смене масштаба и начинают изучать уже не человека, а в цивилизацию и планету в целом - например, нечто похожее происходило у Владимира Соколаева. Впрочем, сам Куделка в одном из интервью сказал:  «Я не претендую на то, чтобы быть интеллектуалом или философом. Я просто смотрю».


Tags: 1980-е, 1990-е, 2000-е
Subscribe

  • скромные труженики сферы услуг

    Уличный фотограф, США, 1938 Сегодня речь пойдёт о самой бытовой фотографии, о тех уличных ремесленниках, которые во все времена предлагали людям…

  • художники без кисти

    Очень долго никто не считал фотографию творчеством – подлинным творцом считался художник, который в полном смысле слова…

  • полупрозрачные гости оттуда

    Edward Isidore Buget - “Месье Гере узнаёт своего утонувшего брата", 1873-1875 Было время, когда каждый желающий мог получить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments