?

Log in

No account? Create an account

листать обратно | листать дальше


Elliott Erwitt - FRANCE. Paris. Photographer Josef KOUDELKA. 1974.


   Теперь я хочу показать фотографии Куделки, снятые в разных европейских странах в 70-х. Он тогда вёл жизнь бродячего фотографа, такое сейчас даже сложно представить.

"Пятнадцать лет я ни на кого не работал. Не брался за заказы, не снимал за деньги. Я делал снимки только для себя. Я жил на минимуме средств, да мне и не нужно было много: хороший спальный мешок и немного одежды – пара ботинок, два пары носков и штаны на год. Одной куртки и двух рубашек хватало на три года".

UNITED KINGDOM. Scotland. 1977.



IRELAND. Croagh Patrick Pilgrimage. 1972



WESTERN GERMANY. Cologne. 1977.



SPAIN. Andalucia. Sevilla. 1972.



SPAIN. Andalucia. Andujar. 1972.


В 1971-м, после эмиграции из Чехословакии, он был принят в легендарный «Магнум», о его снимках комплиментарно отзывались  Эрвитт и Брессон, а в 75-м состоялась персональная выставка Куделки в нью-йоркском MOMA.
Но чешский эмигрант живёт по своим правилам: он принципиально не берётся за коммерческие съёмки, да и заказы «Магнума» не спешит выполнять,  предпочитая быть максимально свободным в своих перемещениях и выборе тем.  Подобно своим любимым цыганам, он сам теперь ведёт полубродячий образ жизни;  иногда ему еле хватает средств на плёнку и на еду, но превыше всего он ставит свободу.  В 70-х и начале 80-х Куделка много путешествует по Европе, снимает в Великобритании, Франции, Испании, и эти снимки составили впоследствии книгу “Exiles” («Изгнанники», издано в 1988)


IRELAND. 1971. Puck fair.


PORTUGAL. Estremadura. Town of Nazare. 1976




SPAIN. 1977.


"Когда я снимаю, я почти не думаю. Если вы взглянете на мои контактные отпечатки, вы скажете: «Что это он вообще снимает?». Но я работаю с моими контактами и отпечатками, я смотрю на них постоянно. И я уверен, что этот опыт не проходит даром, и влияет на меня в момент съёмки, когда я даже не думаю об этом".


SPAIN. Sevilla. Holy Week. 1977.



SPAIN. Sevilla. Holy Week. 1977.


«У меня не было квартиры – мне не нужна была квартира. Наоборот, я всячески избегал обладания чем-либо.  Я понял, что на деньги, которые ушли бы на съём квартиры, я могу путешествовать. А больше всего мне нужно было путешествовать, чтобы делать новые снимки… Я знаю, что мне не нужно много, чтобы функционировать  – немного еды и хороший сон ночью. Я научился спать где угодно, в любых условиях.  Я говорил себе:  «Не беспокойся о ночлеге, пока что тебе удавалось спать почти каждую ночь, и сегодня это тоже получится.  Если ты спишь на улице, у тебя есть два выбора:  либо бояться, что с тобой могут случиться какие-то неприятности, и тогда ты будешь спать плохо;  либо нужно принять тот факт, что с тобой может случиться что угодно, и хорошо выспаться – а это самое главное для того, чтобы хорошо работать на следующий день».
«Цыганские дети всегда задавали мне два вопроса: «Ты что, спишь одетым?» и «Когда ты последний раз видел свой народ?».  Они были бродяги, но они каждый год возвращались на те же места, и постоянно встречали своих.  Думаю, они меня жалели, потому что у меня этого не было».


SPAIN. Town of Rioja. 1976.




GREAT-BRITAIN. England. Pop festival. 1977




SPAIN. Andalucia. Huelva Province. Punta Umbria. 1973.


«Я снимал и понимал, что мои снимки никому не нужны, что никто мне за них не заплатит, и если я что-то делаю, я делаю это для себя самого».

«Я никогда не остаюсь в одной стране больше, чем на три месяца. Почему? Потому что мне интересно видеть, а если я остаюсь надолго, я становлюсь слепым».




SPAIN. Andalucia. 1976.



SPAIN. Castellon Province. Catholic Pilgrimage. 1977.



В биографии и в интервью Куделки проступает характер немыслимого фото-подвижника, даже психа, который всю свою жизнь зачем-то ловит других людей в свой объектив –и при этом не ищет никакой материальной выгоды.  Это даже очень героический, пассионарный образ – и наверняка, если вы тоже активно фотографируете, вы уже мысленно задали себе вопрос – «А смог бы я вот так?»
«Я – не семейный человек и никогда не мог бы стать семьянином. Но я очень счастлив, что у меня есть дети, и надеюсь, они рады тому, что они родились. С самого начала я установил для своих детей определённые правила, и одно из них – что я не могу быть с ними всё время. Я сказал, что когда я с ними, то я – для них, но когда меня нет рядом – лучше им вообще забыть, что я существую».



Richard Kalvar - FRANCE. Paris. 1986. Magnum photographers Harry GRUYAERT (left), Josef KOUDELKA (right) and Patrick ZACHMANN (top) with their babies.




SPAIN. 1973.



SPAIN. 1977.



SPAIN. 1974.



SPAIN. Region of Castile la Mancha. Toledo town. 1974

"Мне никогда не было важно, опубликуют мои снимки или нет. Важно было их делать. Были времена, когда у меня совсем не было денег,  и я фантазировал, что кто-нибудь приходит ко мне и говорит: «Вот тебе деньги, можешь сколько хочешь заниматься своей фотографией, но только никому не показывай снимки» - и я бы на это согласился сразу, не думая.  Но если бы этот некто сказал: «Вот тебе деньги на фотографию, но после твоей смерти все снимки  исчезнут» - я бы отказался".

Бонус не из 70-х, хотя по картинкам не скажешь, кроме последней:


ROMANIA. Campie region. 2000.

POLAND. Lesser Poland. Kalwaria Zebrzydowska. 2003. A wedding.


FINLAND. Helsinki. 2000.



«Однажды в Париже мне позвонил Анри и сказал: «Слушай, Кертес в городе, ты должен зайти на обед и познакомиться с ним».  А он очень высоко ценил Кертеса.  Я сказал: «Анри, я люблю его снимки, но мне нет никакой нужды знакомиться с ним», и положил трубку. Тогда он перезванивает и говорит: «Нет, ты не понимаешь, вам нужно познакомиться, потому что мы втроём все из одного племени».  Тогда для меня это прозвучало чем-то невозможным, я не поверил, но теперь, когда я смотрю через годы, я понимаю, что может быть, в этих словах и была доля правды».

От себя скажу, что Брессон был прав, - глядя из 2018-го, эти трое правда были из одного племени.


Тэги :

Comments

( 3 comments — ответить )
ygr
22 ноя, 2018 23:57 (UTC)
Супер!
algarphoto
23 ноя, 2018 05:14 (UTC)
«Я никогда не остаюсь в одной стране больше, чем на три месяца. Почему? Потому что мне интересно видеть, а если я остаюсь надолго, я становлюсь слепым».

Тоже самое можно сказать и про город, район, улицу. Становишься слепым.

Спасибо за пост!
runnersm777
23 ноя, 2018 11:42 (UTC)
интересно, спасибо
( 3 comments — ответить )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner