?

Log in

No account? Create an account

листать обратно | листать дальше


Marc Riboud - Contact sheet of the Painter of the Eiffel Tower, Paris, 1953


Я не удержался и перевёл текст Марка Рибу - о выборе, отборе кадров.  Написано это было им в 1988-м году, как предисловие к фотоальбому "L’embarras du choix"  ("Трудность выбора").  Рибу представляет ту старую гвардию, которая умудрялась поймать тот самый "решающий момент" одним кадром - и конечно же, здесь слышна полемика с обладателями камер с серийной съёмкой.



*****

Выбор и свобода выбора – не просто насущный вопрос для фотографа. Это занятие всей жизни. Мы проводим куда больше времени, всматриваясь в контактные отпечатки, чем в видоискатель камеры.  Наши глаза при этом устают не меньше, чем глаза ювелиров или часовщиков нашего детства.
Импульс, рефлекс, одна сотая секунды уходит на снимок, на щелчок затвора – но долгие часы терпения на то, чтобы выбрать нужный кадр.

Стоит ли нам публиковать эти «контакты», этот долгую летопись щелчков затвора? Нужно ли показывать пробы, наброски, открывать всем записные книжки со страницами наших тайных сомнений?  Нужно ли людям слышать эти фальшивые ноты, которые мы издаём, пытаясь взять верный тон, сделать «тот самый» кадр?

Сколько тысяч кадров мы делаем ради одного хорошего? Судя по количеству, обыватель скажет: «Да там в любом случае что-нибудь получится», и с появлением скоростной съёмки такой комментарий всё более неизбежен. Скоростная съёмка помогает вам быстрее поразить цель, но поможет ли это сделать лучший кадр? Я думаю, нет.

Если дать обезьяне возможность сделать миллион кадров – это ведь не поможет ей сделать кадр уровня Кертеша или Дуано. Да, камеры с мотором помогли лучше документировать события, но улучшилось ли качество фотографии ?
Как же мы делаем выбор? Конечно, исходя из баланса форм, гармонии и пластики композиции, но также и из-за содержания. На выбор влияет наше настроение и противоречивые советы компетентных друзей и коллег. Но чаще всего лучший кадр инстинктивно привлекает наш взгляд – так же, как приятная мелодия завораживает наш слух.

Наш вкус и наш выбор со временем меняются. Когда я смотрю на снимки, которые я сделал 30 лет назад, я вижу их другими глазами, взглядом почти постороннего человека. Тогда я отбирал кадры в спешке, сразу же после моих командировок – и на выбор влияли мои эмоции, симпатии и антипатии, обязательства – но всё это с годами тускнеет и становится менее важным.
В конце концов, фотограф сам должен сделать и принять свой выбор. Отбор кадров – тоже инструмент самовыражения, и именно отбор кадров помогает фотографу найти собственный стиль.



Marc Riboud - Painter of the Eiffel Tower, Paris, 1953


Оригинал текста - http://marcriboud.com/en/texte/choice-marc-riboud/



Тэги :

Comments

( 29 comments — ответить )
ooxus
26 окт, 2016 01:40 (UTC)
Вот тоже самое. Решил, больше не делать миллион кадров на съемках. Даже специально не покупаю карты большей емкости. 250 кадров на карте и стоп)))
Выбор кадров уже происходит на стадии съемки :)
photosof
26 окт, 2016 04:49 (UTC)
А еще лучше для этого снимать на пленку! Выбор кадров происходит еще до нажатия пальцем. ))
ooxus
26 окт, 2016 05:33 (UTC)
Нее, спасибо, уж в каменный век хватит возвращаться)
pavel_kosenko
26 окт, 2016 10:56 (UTC)
Каменный век это цифра :) Все прогрессивные фотографы давно перешли на пленку. Догоняйте! А то застряли где-то в 2010-х.
ooxus
26 окт, 2016 11:58 (UTC)
Понятно, что пара десятков хипстеров может продолжать это делать. Их право))
pavel_kosenko
26 окт, 2016 12:05 (UTC)
Если вы сравниваете прогрессивных современных фотографов с толпой бездумно жмущих на кнопки обывателей, то да, пара десятков получится. Но их вполне достаточно для разворота мирового тренда, что и произошло в 2015 году.
ooxus
26 окт, 2016 12:15 (UTC)
А чем мировой тренд? )))
Может я чего пропустил. Как раз недавно писали, что вроде Фуджи прекращает выпуск всех фотопленок :)
pavel_kosenko
26 окт, 2016 12:43 (UTC)
Мдя. Где вы такой бред читаете? Вообще-то у Фуджи аналоговое направление сейчас приносит больше прибыли, чем цифровое. За счет Instax. Продажи камер Fuji Instax неуклонно ростут, начиная с 2013 года. По итогам 2016 года компания ожидает увидеть цифру 5 млн. камер. При этом основные пользователи камер это представители молодого поколения — те, кто родился и вырос в эпоху цифровых технологий. Пленки тоже как производили, так и производят.
ooxus
26 окт, 2016 12:54 (UTC)
Ну да чуток еще будут продавать пленок))) Но тенденция все-равно вниз http://www.3dnews.ru/937113

А Instax Павел, вы реально считаете это пленочной системой? Так очередное томагочи для любителей селфи. )
pavel_kosenko
26 окт, 2016 13:09 (UTC)
Вы читать умеете? По ссылке написано, что компания Fujifilm вскоре прекратит выпуск и продажи НАБОРОВ фотоплёнок. При этом особым образом отмечается, что это не означает полного отказа японской компании от выпуска фотоплёнки.

А чем вам не нравится Instax? Такая же моментальная аналоговая фотография, как и Polaroid, производство кассет для которой было восстановлено и заново запущено в 2008 году компанией Impossible. Кстати, в 2016 году компания Leica объявила о начале производства камер моментальной фотографии Leica Sofort, использующей в качестве расходных материалов кассеты Fuji Instax Mini.

Но это только о Fuji речь. Реально пленку производит еще множество заводов во всем мире, причем открываются новые. Например, начиная с 2012 года идет восстановление итальянской фабрики Ferrania по производству фотопленки. В 2015 году фабрика выпустила первые пробные партии ч/б фото и кинопленки.

В общем, это вопиющий бред насчет того, что якобы сворачивают производство пленки. На самом деле ровно наоборот, тенденция развернулась, особенно в 2015 году заметные изменения наступили.
ooxus
26 окт, 2016 13:23 (UTC)
Павел, я конечно понимаю, что раньше трава была зеленее и все такое. Но рынок пленок мертв, и рынок камер тоже. Да еще снимают на пленку некоторые для себя, и совсем единицы за деньги, но закономерный итог все-равно понятен. :)

Кстати Фуджи скоро выпустит совсем доступный СФ. )) Вот это вааще бомба ))
pavel_kosenko
26 окт, 2016 13:45 (UTC)
Сколько стереотипов и заблуждений в одном абзаце! Впрочем, зачем мне вас убеждать :) Пребывайте в неведении и дальше, это ни на что не влияет.

И да, если вы про FX 50S, то это далеко не средний формат. Размер матрицы в этой камере 43.8×32.8 мм, это чуть больше чем узкий формат. Ну или кроп порядка 1.9 (почти в 2 раза меньше по плошади) от самого маленького среднего формата 645. А на самом деле кроп 6.25 от стандартного СФ с соотношениями сторо 3:2 — 6х9 см. Так что весь этот маркетинг выеденного яйца не стоит.
ooxus
26 окт, 2016 13:52 (UTC)
Да я вас тоже не пытаюсь переубедить. ))
Я просто держу глаза и уши открытыми. И считаю всегда, что я ничего не знаю), чтобы не упустить шанс научиться новому).
pavel_kosenko
26 окт, 2016 14:12 (UTC)
По вашей ссылке — просто продажи новых камер, и не более того. При этом совершенно не учитывается вторичный рынок, на котором и происходит основное движение. И главное, при чем тут пленка?

Статистика — это манипуляция. Вот как, например, выглядят продажи виниловых пластинок за последние 40 лет:



А вот так за последние 20 лет:



Что касается пленки, то вот вам реальный график на вскидку (данные по 2016 году на начало осени, год далеко не закончен):



Я не убеждаю вас, просто не могу игнорировать трансляцию забдуждений. Одно дело самому заблуждаться, другое дело — транслировать это во вне. Тут уже приходится вмешиваться.

Edited at 2016-10-26 14:13 (UTC)
ooxus
26 окт, 2016 14:16 (UTC)
Павел, это конечно интересно) но на тенденцию все-таки еще не тянет))) По графикам пока явная тенденция вниз)
pavel_kosenko
26 окт, 2016 14:18 (UTC)
Смотрю в книгу — вижу фигу. Больше никак это прокомментировать не могу :)
kunst_camera
26 окт, 2016 12:09 (UTC)
Я представляю диалог в магазине: "Дайте, пожалуйста, флэшку на 36 кадров" )

astaros
26 окт, 2016 05:52 (UTC)
А я думаю - я же этот текст буквально на днях читал, а вы пишите перевели
посмотрел на ссылку в конце и вспомнил, сейчас какая то волна в сети идет о нём и я в очередной раз снял с полки книгу, купленную после выставки в МДФ и еще раз полез на его сайт. там и читал :-)
astaros
26 окт, 2016 06:35 (UTC)
Александр, а вы не знаете, книга о которой вы пишете "L’embarras du choix" и вышедшая в том же году с той же обложкой "The Choice" - это одно и то же, только на французском и английском? Первую выпустило как каталог Центр Помпиду а вторую Thames&Hudson совместно с ICP и еще я нашел издание photographer's gallery

И о чем этот альбом? что то типа magnum contacts sheets?
kunst_camera
26 окт, 2016 12:16 (UTC)
Уверен, что это одно и то же, только на разных языках. Было бы странно, если бы они чем-то различались.
Живьём я книгу не видел, скорее всего там свёрстаны выбранные кадры и contacts sheets
susociology
26 окт, 2016 11:08 (UTC)
Спасибо за перевод (!)

Если в Москве, а приходите к нам на обсуждение фотографии? Пятая группа.
kunst_camera
26 окт, 2016 12:27 (UTC)
Ничего себе! Ещё есть люди, которые собираются и всерьёз обсуждают обсуждают серьёзную фотолитературу ? Есть люди, которые читали ВСЕ эти книги ?
Мне, конечно, интересно, но я в Питере, если буду в Москве в дни ваших чтений - постучусь к вам.
pavel_kosenko
26 окт, 2016 13:00 (UTC)
Саш, у нас даже целое направление есть в клубе, где мы вслух читаем и обсуждаем литературу по философии фотографии :) Сонтаг, Сибрук, Руйе, Барт, Бёрджер, Хиггинс, Обрист, О'Нилл, Гройс, Краусс, Кракауэр, Роузли, Вульф, Мохой-Надь и т.д.
kunst_camera
26 окт, 2016 19:41 (UTC)
Мамочка. Если ты эти имена сейчас прямо из головы достал, не косясь на книжную полку в клубе - это мегамощно, я некоторых даже не знаю )). Впрочем, если сверялся с полкой - всё равно мощный список.
sergeymodin
28 окт, 2016 14:18 (UTC)
Павел, спасибо, прекрасный текст.
kunst_camera
30 окт, 2016 14:33 (UTC)
Спасибо, Алексей. Я не Павел. Но понимаю, с кем не бывает. ))
( 29 comments — ответить )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner