?

Log in

No account? Create an account

листать обратно | листать дальше

                           Hill & Adamson, Sophia Finlay and Harriet Farnie, 1843-1847

       Вот, казалось бы, обычная пасторальная сценка: девочки спят. Во времена этого снимка фотография тоже была маленькой девочкой - ей было всего несколько лет. И спят эти дети неспроста – они спят потому, что во время длительной выдержки в несколько минут очень сложно было не моргать. Поэтому на многих фотографиях середины 19-го века можно увидеть людей, как бы мечтательно закрывших глаза, задумавшихся над книгой или просто отвернувшихся в сторону, так, чтобы не было видно глаз.

        Одни из первых фотографов во вселенной, Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, жили в туманной Шотландии, и подобный приём им приходилось использовать довольно часто.


The Gowan: Margaret and Mary McCandlish,  ca. 1845




The Bird Cage, 1843-1847

Не двигаться несколько минут моделям тоже было непросто, и первым фотографам часто необходимо было своих моделей к чему-нибудь прислонить, дать им точку опоры. Смотрите: в этой, казалось бы, бытовой зарисовке девушка слева не держит клетку - она сама за неё держится. А тень за спиной девушки справа говорит нам, что там есть какая-то стойка, которая эту девушку поддерживает. 


 James Drummond С. 1845

А это художник Джеймс Драммонд, сосредоточенно о чём-то размышляющий. Возможно, он думает о том, когда же, наконец, изобретут более светочувствительные материалы.

Но когда солнце всё же выглядывало из-за туч, можно было снимать полноценные портреты с открытыми глазами. В своих портретах эти шотландские джентльмены были весьма смелы: в то время, когда большинство фотографов боялось глубоких теней в портрете, и общепринятым идеалом считалось ровное бестеневое освещение, они совершенно  осознанно снимали портреты контрастно, ориентируясь скорее на традиции голландской живописи, чем на действующую фотографическую моду.
Надо сказать, что Хилл и Адамсон стали первым успешным тандемом фотографа и художника.  Когда они познакомились и начали работать вместе, Хилл уже был опытным, известным и уважаемым в округе живописцем,  Адамсон же был младше на двадцать лет, но зато в совершенстве освоил новое чудо технического прогресса - фотографию. Роли распределялись следующим образом: Хилл, как художник, создавал общую композицию кадра и устанавливал позирующих людей согласно своему замыслу, Адамсон же отвечал за техническую сторону съёмки, проявку и печать изображения, и для своего времени он был очень хорошим специалистом.


Isabella Burns, Mrs John Begg. Youngest sister of Robert Burns, c 1845



Sir Francis Grant



Lady in Black

Кстати, вот такая укладка - прядь волос, обёрнутая вокруг уха и где-то там дальше закреплённая, встречается и на других снимках - например, у девушек вверху. Судя по всему, это было модно. 


Sir John Steell,  Sculptor  c.1845

Если сравнивать работы Хилла и Адамсона с творчеством их современников, то мы увидим, что они действительно опередили своё время: их портреты на порядок более естественны и психологичны, более человечны, чем те формальные портреты, которые тогда были в моде. Несмотря на длинные выдержки и нечастое шотландское солнце, им удавалось передать в портрете характер человека. Но такой реалистичный стиль в то время многим казался слишком грубым, и при жизни Хилл и Адамсон были известны лишь у себя на родине.

Кроме того, сама технология калотипии, в которой работали Хилл и Адамсон, была в тот момент не очень популярна. Напомним - в то время в мире соперничали две основных фотографических технологии - дагерротипия (названная по имени запатентовавшего её Луи Дагера) и калотипия ( (греч. καλός — красивый, τύπος — отпечаток), изобретённая англичанином Генри Тальботом. В результате калотипного процесса получался отпечаток на обычной бумаге того времени, пористой и грубой. Поэтому на тот момент публику намного больше впечатляли дагерротипы с их безупречно чётким изображением на серебряных пластинах, калотипия же считалась чем-то вроде "фотографии второго сорта".

Интересно, что, предвосхищая идеалогию пикториалистов конца 19-го века, Хилл писал так: "Из-за грубой и неоднородной текстуры бумаги калотипия явно проигрывает дагерротипу в чёткости и детализации - но именно это наполняет калотипные изображения жизнью. Калотипы смотрятся, как несовершенное творение человеческих рук, а не как безупречное творение Бога".

Долгое время наследие Хилла и Адамсона было почти неизвестно за пределами Шотландии, и только полвека спустя пикториалисты открыли его миру - когда шотландец Джеймс Крейг Аннан напечатал фотогравюры работ Хилла и Адамсона, а Альфред Стиглиц разместил их работы в своём журнале "Camera Work". Фотографии Хилла и Адамсона прекрасно совпали с эстетикой пикториализма и стали ориентиром для многих фотографов на рубеже 19-го - 20-го веков.

Напоследок - надо бы лично представить героев сегодняшнего обзора: 

Дэвид Октавиус Хилл у дверей своей студии "Rock House". ок. 1845.


Роберт Адамсон.  ок. 1845


А вот пара подтверждений того, что джентльменам не чужды были чувство юмора и любовь к крепким напиткам: 


Hill & Adamson - The Morning After "He greatly daring dined" c. 1845

Редкий пример ранней шуточной фотографии: Хилл изображает муки похмельного синдрома, рядом с выражением участия стоит его друг, врач Джеймс Миллер. А вот античная голова, скорее всего, не случайно отвернулась от Хилла и символизирует собой некое неодобрение со стороны муз.
Хилл на самом деле был компанейским и общительным человеком, и часто посещал всевозможные творческие вечеринки, на которых "остроумие и мудрость только возрастают с количеством выпитого и каждым следующим часом" - так он сам писал об этом в своих письмах.


Edinburgh Ale: James Ballantine, Dr George Bell and David Octavius Hill   1843 - 1847

Мне кажется, сейчас мужчины выпивают с точно такими же выражениями на лицах. ) 

Тэги :

Comments

( 8 comments — ответить )
zizis
14 мар, 2011 07:31 (UTC)
Отличный рассказ, спасибо! Крайняя снизу понравилась больше всех :)
uralich
14 мар, 2011 10:43 (UTC)
Офигенный рассказ! Я ваш поклонник!
inkpoint
14 мар, 2011 13:47 (UTC)
А я, в какой-то степени, ваш )). Вы умеете то, что не слишком умею я _ качественно снимать свадьбы ))
elshanec
14 мар, 2011 16:04 (UTC)
скоро снимающих мужчин будет больше, чем выпивающих)))
starp
30 мар, 2011 11:26 (UTC)
Спасибо за рассказ. А мне почему-то вспомнилось, что было такое направление - съёмка умерших маленьких детей. Так как во времена длинных выдержек детей, не умеющих сидеть на одном месте, снимать было невозможно, те семьи, у которых ребёнок скоропостижно умирал, красиво одев, фиксировали его на снимках умершим - "хотя бы так, чем вообще никак". Нет ли у Вас про это историй?
kunst_camera
30 мар, 2011 11:46 (UTC)
Это очень большая и интересная тема, да. Как-нибудь обязательно про это напишу. Но в целом вы верно понимаете - мёртвых снимали из самых лучших побуждений ). И не только детей ))
eliebeth
12 апр, 2011 07:50 (UTC)
очень интересно! спасибо!
elena_2004
28 апр, 2015 14:23 (UTC)
очень интересно,спасибо!красота!
( 8 comments — ответить )
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner