kunst_camera (kunst_camera) wrote,
kunst_camera
kunst_camera

Categories:

Камера хранения.


                                                                                     Автопортрет Фотографа. Об авторе - за катом.     

     Недавно один мой друг спрашивал: "Саш, вот в истории есть много "мастеров" фотографии, эти имена известны. А было ли такое, что где-нибудь нашли чемодан неизвестных фотографий неизвестного фотографа, и они все - гениальные?   Представляешь, так потом и пишут: «Фото номер 126 из чемодана, найденного при ремонте гостиницы на 5-й авеню»?   На тот момент я таких историй не знал, а вот ведь - почти так оно и было.

      Буквально в начале января в далёком Чикаго открылась выставка.  То, что этой выставке предшествовало, и сама личность фотографа,  – это целый фотографический детектив.  Точнее, два классных фотографических детектива.

Как это нашли:

      У них в Чикаго есть такие большие камеры хранения, хранилища, в которых за умеренную плату люди хранят всякие старые вещи, которые им мешают дома. А когда хозяева за камеру хранения перестают платить, весь этот древний хлам просто идёт с молотка на аукционе. И вот, в 2007-м один молодой человек, Джон Малуф, писал статью об истории Чикаго. И для этой своей статьи он совершенно «вслепую» купил на таком аукционе коробку со старыми негативами. За 400 долларов. До этого он фотографией особо не интересовался, а тут начал вникать, сканировать, увлёкся.  Понял, что к нему в руки попало что-то стоящее, нашёл и выкупил распроданные на том же аукционе другие коробки – а в тех коробках были тысячи непроявленных (!) плёнок из того же хранилища.

     Примерно через год после покупки Джон Малуф нашёл в глубинах одного из ящиков конверт с именем Фотографа. Когда он набрал это имя в Гугле, он нашёл только короткий некролог - оказалось, что никому при жизни неизвестный Фотограф скончался за несколько дней до того. Затем Малуф выложил некоторые отсканированные снимки в сеть, и это вскоре стало сенсацией в сети. На форумах заговорили о вновь обретённом мастере фотографии, а Малуф стал проводником
наследия Фотографа – он проявлял и сканировал плёнки из архивов. И в телеинтервью, и на своём сайте Малуф говорит, что видит свою миссию в том, чтобы донести до человечества наследие Фотографа.
 

     Всё бы хорошо, очень красивая история. Но есть в ней пара неувязочек: например, один из бывших друзей Джона Малуфа, собиратель ретро-фотографий, утверждает, что имя Фотографа было Малуфу прекрасно известно сразу же после покупки, когда Фотограф был стар и болен, но ещё жив. Что Малуф купил снимки совсем не случайно, и с самого начала догадывался об их ценности. Вобщем, есть сомнительные моменты в истории обретения. А вот, собственно, что нашли:  

 Что нашли:  
 

   


    
     Фотографическое наследие няни.  Забавно звучит, правда?
Вивиан Майер (Vivian Maier), эмигрантка французских корней, действительно всю жизнь работала няней, гувернанткой в семьях. И при этом в свободное время снимала – примерно 200 катушек плёнки в год. Просто ходила по Чикаго со своим среднеформатным «Роллейфлексом». Уличная фотография, 50-е и 60-е годы. Лица прохожих, жанровые сценки, зарисовки из обычной жизни города и его обитателей.  И то, что сейчас обнародовано в сети – это действительно уровень мастера. Фотографа с точным чувством момента и композиции, с умением замечать и передавать странное и прекрасное обаяние повседневности.   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     По сути дела, она снимала никому не нужный репортаж, репортаж без заказчика и зрителя. Вдвойне никому не нужный – потому что большинство своих плёнок Вивиан Майер при жизни даже не проявила, они так и лежат, в ящиках, отснятые и непроявленные.  
     Двести плёнок в год – это не хобби, это уже уровень фанатичной увлечённости. При этом те немногие люди, которые могут о ней рассказать (дети, которых она воспитывала и престарелые родители этих детей), не помнят её фотографий. Да, она была чудачка со странностями, но дети её любили. Да, она была одинока, ей никто не звонил, и она не любила рассказывать о своей жизни. Да, она ходила с камерой на шее, устроила фотолабораторию в своей комнате, но никто не видел напечатанные снимки её уличных репортажей. 

      И вот эта загадка-загвоздка не даёт мне покоя. Я с трудом, но всё же могу представить фотографа-интроверта, которому не нужен зритель. Но фотографа, который не хочет увидеть то, что он отснял, я представить не могу. А получается, что она отснятые плёнки, тысячи
плёнок, просто складывала в коробки, не проявляя даже. И в этом какая-то непостижимая загадка.
 

     Как возможный ключ к пониманию - ещё одна её черта: говорят, что ей было очень сложно расставаться с вещами и всю свою жизнь она обрастала номинально ненужными предметами. Каждый раз, устраиваясь на работу в новую семью, она приезжала с грудой чемоданов багажа. И в той камере хранения, кроме негативов и плёнок, было собрано огромное количество самых разных предметов, одежды, обуви, старых журналов, блокнотов, газетных вырезок. Кроме этого – ролики киноплёнки с почти бессюжетными съёмками – например, из окна поезда, и аудиокассеты с записями её разговоров с людьми, которых она снимала на улицах – иногда она записывала эти разговоры на магнитофон. О чём были эти разговоры – интернет пока умалчивает, но по всем этим деталям у меня создаётся ощущение, что отпечатки этого мира она старалась притянуть к себе всеми возможными путями, не только через фотокамеру.   

     Может быть, в фотографии ей вообще не был важен конечный отпечаток на бумаге – может быть, поймав в объектив человека или сюжет и нажав на кнопку,  она уже «присваивала» себе, получала в свою коллекцию этот отпечаток его личности, фрагмент бытия.  И это и было её настоящей «камерой хранения».  

В старости Вивиан Майер жила на пособие для престарелых и даже какое-то время была бездомной. Но дети одной из семей, которых она воспитывала ещё в 50-х годах, разыскали её, сняли
ей квартиру и заботились о ней вплоть до смерти. Умерла она в январе 2009-го, в возрасте 83-х лет. А через несколько дней Джон Малуф набрал её имя в поисковике. Если, конечно, верить официальной версии Джона Малуфа.  

И,
 если мой рассказ вас увлёк, вот интересное видео об этом.       

Tags: 1950-е, 1960-е
Subscribe

  • редкий кадр

    Этот кадр из архивов Захарии Кушнира меня поначалу сильно озадачил, сюжет «дети и покойник» - редкость. Редкость даже среди…

  • Захария Кушнир. Немилое ретро.

    В истории фотографии есть условные «чемоданы на чердаках» - то есть фотоархивы, найденные уже после смерти автора. Некий…

  • Десяток снимков, найденных в антикварном магазине.

    Девочки начала прошлого века. Интересно, как держатся эти их носки-гольфы? Не было ведь эластичных тканей… Какие-то подвязки-завязочки?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • редкий кадр

    Этот кадр из архивов Захарии Кушнира меня поначалу сильно озадачил, сюжет «дети и покойник» - редкость. Редкость даже среди…

  • Захария Кушнир. Немилое ретро.

    В истории фотографии есть условные «чемоданы на чердаках» - то есть фотоархивы, найденные уже после смерти автора. Некий…

  • Десяток снимков, найденных в антикварном магазине.

    Девочки начала прошлого века. Интересно, как держатся эти их носки-гольфы? Не было ведь эластичных тканей… Какие-то подвязки-завязочки?…